Возрождается истинная чувашская вера предков

В деревне Новые Убеи (ныне Дрожжановский район, Республика Татарстан) возрождается культ предков - почитание умерших. Предки воспринимается сельчанами как живые, как посредники между богами и человеком. На окраине села в 2012 году поставили Юпа (столб), возле которого проводится ежегодно в День троицы («Çимĕк кунĕ») чувашский молебень по старой чувашской традиции.
Основное место в культе предков занимают жертвоприношения с молитвами. Атрибутами обряда являются: скульптура Юпа, обряд прохождение в земляные ворота-ритуал духовного очищения, хоровод с песнями. С культом предков были связаны обряды связанные с возрождением природы, где определённое место занимало поминовение усопших. Совершался в этот день обход домов всех родственников с обрядовыми трапезами и молитвами, которые сопровождались ритуальным кормлением предков.
Для общения с предками на центральном столбе Уша юпи (чăваш Улчепи) и в избе зажигались свечи. Çимĕк-летний праздник, посвящённый поминовению усопших с посещением кладбищ. Проводился через семь недель после Пасхи в четверг перед Троицей. Обрядово-ритуальные действия древние. Включают мытьё в бане лечебными травами и кореньями, обрамление окон, ворот, дверей зелёными ветками (чаще всего рябиновыми), выпечку блинов, пирогов, приготовление предписанных ритуальных блюд и напитков, закалывание живности, зажигание ритуальных свеч, совершение молитвы и ритуальное кормление усопших дома, посещение кладбища, моление духам предков, принесение даров усопшим (на могильный столб вешали, в зависимости от пола покойного, вышитое полотенце, рубашку, сурбаны) и ритуальное кормление на могилах, общая молитва стариков и общее угощение с поминальной песней, музыкой и пляской. Согласно поверью, веселье передавалось на тот свет, к умершим. По рассказам старожилов деревни, первыми переселенцами были две семьи. В одной семье были четыре брата: Ятман, Яруха, Ярсут и Ярхун, и Лашман. От имен и пошли фамилии в деревне: Ятманов, Ярухин, Ярзуткин и Яргунов, которые являются основателями поселения. Первоначально населенный пункт находился на междуречье «ÇУТ» т.е между реками Такавары и Торновары.
ЮПА установлен на месте основания деревни, где высечены их имена. Начиная 2012 года большинство жители деревни, после посещения православного кладбища в «Çимĕк кунĕ» собираются возле Юпа, являющиеся святым местом верующих. Обряд проводит местный краевед Владимир Ярухин. Обряды, посвящённые предкам, наиболее целостно сохранялись у некрещёной части народа Дрожжановского района РТ и Ульяновской области, и чётко прослеживаются в них следы зороастрийской идеологии.
 
Николай Казаков, краевед.